Большую часть времени в детском саду ребенок проводит в группе, значит, развитие дошкольника во многом зависит от рациональной организации предметной среды в групповом помещении.
Для того чтобы развивать и воспитывать детей необходима правильная, целесообразная, удобная, информационная экспериментальная развивающая среда, настраивающая на эмоциональный лад и обеспечивающая гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром.
Все предметы убранства и оборудования в группах гармонично сочетаются по цвету, стилю и материалам, из которых они изготовлены. Подбирая игрушки, мебель и оборудование для помещений, педагоги детского сада стремятся максимально обеспечить условия для сенсорного развития ребенка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции.
Для групп детского сада приобретается мебель. Предметы для игр хранятся на открытых полках шкафов и стеллажей. Игрушки среднего и мелкого размера дети используют по своему усмотрению, для самостоятельной игры. В свободном доступе, на полочках открытых и закрытых шкафчиков хранится множество мозаик, кубиков, настольно-печатных и дидактических игр.
Организуя предметно-пространственную развивающую среду в логопедической группе воспитатели руководствовались возрастными и психологическими особенностями старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Для речевого развития созданы:- уголок по развитию речи с игрушками и пособиями для развития дыхания, серии сюжетных картинок, «алгоритмы» для составления рассказов, картотеки, лото, дидактические игры;
- детская библиотека с подборкой книг по программе, любимыми произведениями детей, энциклопедиями, детскими журналами и т.д.;
- уголок театрализации с различными видами театров, большой ширмой, элементами костюмов, масками, аудиокассеты с записями детских песен и сказок.
Для умственного развития созданы:
- математический уголок с раздаточным счетным материалом, комплектами цифр, математических знаков, геометрических фигур, занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры, схемы и планы, набор объемных геометрических фигур;
- уголок экспериментирования с природным материалом, сыпучими продуктами, емкостями разной вместимости, календарем природы, комнатными растениями, песочными часами, лейками, опрыскивателями, аквариум с рыбками. Для эстетического развития созданы:- уголок художественного творчества с разными видами бумаги, книжками-раскрасками, карандашами, фломастерами, пластилином, мелками и т.д.;
- музыкальный уголок с магнитофоном, аудиотекой, детскими музыкальными инструментами, портретами композиторов.Ребенка шестого года жизни важно обучать сравнивать предметы, воспринимаемые посредством разных органов чувств. Важное значение приобретает использование обучающих дидактических игр. У детей появляется желание объединяться для совместных игр и труда.
Развивается эстетическое восприятие действительности, поэтому эстетическому оформлению жизненного пространства уделяется большое внимание.
Образовательное пространство для познавательной деятельности оформлено с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований.Большое внимание уделено освещению групповых комнат, ведь помимо физиологического, оно имеет и психологическое значение.
Для уединения в каждой группе имеется или переносная ширма, или домик - перегородка.
Для сюжетно-ролевых игр в группах имеются необходимые атрибуты в соответствии с возрастом и половой принадлежностью детей.
Рационально организованное пространство игровой комнаты позволяет воспитателю не прерывать деятельности детей, а самому переходить от одной группы детей к другой, осуществляя развитие игровой ситуации, помогать в решении проблем, неизбежно возникающих в общении между детьми, являясь активным участником и полноправным партнером детских игр и занятий. Для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеются все необходимые условия и средства обучения и воспитания: иллюстративный, игровой материал, развивающие игры, развитие творческих способностей, физическое развитие и др. Дети ведут полноценную жизнь, ограничения отсутствуют. Последние годы детский сад постоянно работает над совершенствованием материально-технической базы ДОУ.
В группах имеются крупногабаритные мягкие модули для постройки разнообразных сооружений, которые могут использоваться в сюжетно-ролевой игре достаточно долгое время.
В группе раннего возраста есть крупногабаритные каталки, качалки, горка, машины и другие двигательные игрушки. В старших группах детского сада ребята с увлечением играют конструктором «Лего». Включают в игру небольшие игрушки, фигурки животных, людей, машинки, мягкие игрушки.
При создании предметно-развивающей среды педагогами учитывается и региональный компонент: представлены альбомы, художественная литература, библиотека Кемеровских писателей, поэтов и разнообразные изобразительные материалы, предметы искусства, бросовый и природный материал для художественного труда.
Для развития театрализованной деятельности в группах имеются разнообразные виды театров; оснащение для разыгрывания сценок, спектаклей (ширмы, костюмы, маски, декорации, куклы и др.) и материал для их изготовления.
Дошкольники обязательно должны двигаться, поэтому на участке детского сада имеется стационарное и выносное спортивно-игровое оборудование (стандартное и нестандартное) для организации двигательной активности воспитанников.
Для родителей оформлены стационарные информационные уголки, из которых они узнают о жизнедеятельности группы (режим дня, сетка занятий), проводимых мероприятиях. Получают необходимую информацию (советы, рекомендации, консультации, памятки) от воспитателей, специалистов о воспитании, образовании и развитии детей. Имеются уголки детского творчества.Детский сад должен предоставлять ребенку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности.
Условия для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Обследование детей психолого-медико-педагогической комиссией осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей). Необходимо помнить, что статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи. Автоматически статус «ребенок с ОВЗ» не подтверждается и исчезает, если при переходе из дошкольного учреждения в школу, либо из начального звена школы в среднее ребенок не прошел ПМПК и не подтвердил этот статус.
Статус ОВЗ в дошкольном возрасте дает:
При наличии показаний для определения статуса «ребенок с ОВЗ» родителям рекомендуем своевременно пройти ПМПК.
Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В детском саду создаются специальные условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательное учреждение, может быть также организовано образовательным учреждением на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – нет.
Лица с ОВЗ и инвалиды участвуют в образовательном процессе на общих условиях.
Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют. Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.
Создание отдельного меню не практикуется. МАДОУ осуществляет питание детей в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13. В учреждении организовано сбалансированное четырехразовое питание (второй завтрак – фрукты, сок) в соответствии с примерным 10-дневным меню, утвержденным заведующим
Условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ОВЗ: медицинское обслуживание детей в детском саду осуществляется старшей медицинской сестрой. Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.
Организация питания в МАДОУ № 214
Питание организуется на основе санитарно-гигиенических требований СанПин для детских садов, школ и т.д. СП 2.4.3648 20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" от 01.01.2021.
Пищеблок оборудован в соответствии с требованиями СанПИН, имеется холодный цех, цех готовой продукции, в которых расположено технологическое оборудование: электропечь с духовкой, пароконвектомат, электромясорубка, электросковорода, протирочная машина, водонагреватель. Для хранения поступающих продуктов используется холодильное оборудование. Сроки и температурный режим хранения соблюдаются.
Ежедневно воспитанники получают пятиразовое питание: завтрак, второй завтрак (сок /фрукт / йогурт), обед, полдник, ужин. Продукты для детского питания приобретаются централизованно через МБУ «Комбинат питания» Управления образования Администрации г. Кемерово в соответствии с заявкой ДОУ, при обязательном наличии сертификата качества на приобретаемый продукт. Овощная продукция поступает очищенная, в вакуумной упаковке.
При приготовлении блюд используются щадящие технологии в соответствии с требованиями СанПИН: варка, запекание, припускание, тушение, приготовление на пару. При приготовлении блюд жарка не допускается.
Меню разрабатывается старшей медицинской сестрой с учетом особенностей детей раннего и дошкольного возраста. Используется десятидневное цикличное меню, составленное таким образом, чтобы обеспечить организм ребенка достаточным для роста и развития количеством полезных веществ и витаминов. Большое внимание уделяется питьевому режиму детей, в течение дня: бутилированная вода находится в свободном доступе в каждой групповой комнате. Питание воспитанников организовано в группах.
В ДОУ работает бракеражная комиссия, которая присутствует при закладке и выдаче готовых блюд; - проводит органолептическую оценку готовой пищи; проверяет соответствие объемов приготовленного питания объему разовых порций и количеству детей.
При отсутствии в рационе питания витаминизированных напитков применяется искусственная С-витаминизация третьих блюд.
Условия охраны здоровья обучающихся
Все помещения МАДОУ соответствуют всем требованиям СанПИН, ТБ, ОТ, ГО и ЧС.За здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима, за организацию качественного питания несёт ответственность Медицинский работник.
На всех возрастных ступенях образовательной деятельности ДОУ обеспечена преемственность и непрерывность обучения здоровому и безопасному образу жизни.
В МАДОУ осуществляется комплексный подход в оказании психолого-педагогической, медико-социальной поддержки воспитанников и их родителей (законных представителей).
Инфраструктура МАДОУ соответствует условиям здоровьесбережения воспитанников:
Доступ к информационным системам и информационно - телекоммуникационным сетям:
В ДОУ имеется доступ к сети Интернет (провайдер - компания "Гудлайн"). Доступ осуществляется в соответствии с "Порядком доступа к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности, бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность".
Ресурсы сети Интернет используются для обмена информацией с коллегами, в методической деятельности сотрудников учреждения, а также для взаимодействия с родителями воспитанников.
Специальный компьютерный класс в ДОУ не предусмотрен.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
С 1 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", согласно которому содержание и художественное оформление информации, предназначенной для обучения детей в образовательных учреждениях, должны соответствовать содержанию и художественному оформлению информации для детей данного возраста. Информационная безопасность в целом и особенно детей — одна из центральных задач, которую необходимо решить для России.
Одним из важных направлений в деятельности ДОУ является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества воспитательно – образовательного процесса, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий).
В свободное от деятельности с детьми время каждый педагог ДОУ при помощи администратора точки доступа к сети Интернет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения воспитательно-образовательных задач.
Перечень электронных образовательных ресурсов, к которым обеспечивается доступ воспитанников: доступ воспитанников к электронным образовательным ресурсам не обеспечивается.