На базе МБОУ ДПО «Научно-методический центр» г. Кемерово состоялся конкурс статей «Лучшая статья – 2023» в рамках IV Всероссийской заочной научно-практической конференции «Эффективные практики педагогической деятельности: опыт, проблемы и решения»

По результатам работы экспертной комиссии МБОУ ДПО «Научно-методический центр» в каждой из номинаций определились призёры конкурса.
В НОМИНАЦИИ «ЛУЧШАЯ СТАТЬЯ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ» ДИПЛОМОМ III СТЕПЕНИ за статью "Первая ступень будущего прогресса России" награждены педагоги- психологи высшей категории Кокташева Галина Геннадьевна и Созинова Инна Васильевна.
СТАТЬЯ
"Первая ступень будущего прогресса России"
Кокташева Г. Г., педагог – психолог,
МАДОУ № 214 «Центр развития ребенка - детский сад»
г. Кемерово, Кемеровская область –Кузбасс;
Созинова И. В., педагог – психолог,
МБДОУ № 183 «Детский сад присмотра и оздоровление»
г. Кемерово, Кемеровская область –Кузбасс
Уважаемые коллеги, хотим поделиться с вами своим опытом в организации комплексного подхода к психолого-педагогического сопровождения развития поисковой активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС, как первой ступени будущего прогресса нашей страны.
Наше современное общество нуждается как никогда в активной личности, способной к познавательно - деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо успеть заложить уже в дошкольном детстве. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию поисковой, исследовательской активности и инициативы дошкольника. Научный поиск эффективных средств развития поисковой активности дошкольников – представляет актуальную проблему, требующую теоретического и особенно практического решения.
Ведь поисковая активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего им мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Следует подчеркнуть, что именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития поисковой, исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления, становление познавательных интересов, развитие продуктивной и творческой деятельности, расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром, становление элементарного планирования и прогнозирования. Все это создает реальную основу для развития поисковых умений дошкольника и совершенствования его поисковой активности [3].
Содержательные аспекты поисковой активности у дошкольника нашли отражение в ФГОС ДО. Итогом освоения образовательной программы, исходя из требований ФГОС, являются интегративные качества ребенка: инициативность, самостоятельность, активность, любознательность, эмоциональная отзывчивость, способность решать интеллектуальные задачи [4].
Как же выработать эти качества? Интегративные качества ребенка – дошкольника вырабатываются через развитие универсальных учебных действий. Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность, и ключевым здесь является практическая деятельность.
В связи с тем, что изменились приоритетные направления в дошкольном образовании, и главной задачей стало обеспечение развития универсальных учебных действий, возникла необходимость пересмотреть построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения в ДОУ.
Наша задача, как психологов состоит в последовательности организационных форм обеспечивающих развитие личности ребенка и координацию усилий всех участников образовательных отношений.
Ведь сегодня процесс обучения (на занятиях, в совместной деятельности)
- это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретать новые знания через собственную деятельность [1].
Направляющим вектором сегодняшнего дошкольного образования является подготовка будущего школьника – исследователя, который видит проблему, творчески подходит к ее решению, умеет сам добывать знания, владеет современными методами активного поиска. Поэтому, современные занятия рассматриваются как постоянно развивающаяся форма и строятся на основе принципов сотрудничества, деятельностного подхода и использования активных форм обучения [2].
Именно на этой основе формируются коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия: умение планировать свою деятельность, устанавливать причинно-следственные связи; ориентироваться в источниках информации.
Поисковая активность дошкольника проявляется в его действиях, в способности находить пути решения проблемы и является конечной целью и условием его дальнейшего развития.
Практика нашей работы взаимодействия со школой в предыдущие годы показывала, что не всегда выпускники детского сада, имея полный объём знаний и умений по изучаемым разделам, зачастую не способны самостоятельно действовать, у них слабо развит познавательный интерес и поисковая активность. Следовательно, нам надо было найти пути решения - как сформировать у ребенка эти качества?
Мы направили нашу работу по трем направления:
- выстраивание правильной модели взаимодействия с детьми в ДОУ, (с учетом факторов определяющие активность ребенка; средства стимулирования активности ребенка);
- углубление практического опыта у педагогов, расширении теоретических знаний;
- повышения психологической компетентности и расширение теоретических знаний у родителей.
Ведь одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий является общение со взрослыми .
Основной упор мы сделали на работу со взрослыми. Предлагаем вам хорошо зарекомендовавший, практический, показавший хорошие результаты план работы (приложение 1).
Приложение 1.
Тематический план
№ Содержание Сроки
1 Тематическая папка (рекомендации по вопросам воспитания и обучения детей): «Факторы, определяющие активность ребенка»: «Средства стимулирования активности ребенка» Октябрь
2 Педагогическая гостиная для родителей: «Сущность понятий «активность и любознательность» как личностные составляющие», (1 час) Октябрь
3 «Копилка» педагогического мастерства (консультация для педагогов: «Факторы, определяющие активность ребенка»), (1 час) Ноябрь
4 «Копилка» педагогического мастерства (консультация для педагогов) «Средства стимулирования активности ребенка», (1 час) Ноябрь
5 «Копилка» педагогического мастерства (круглый стол для воспитателей): «Сущность понятий «активность и любознательность» как личностные составляющие»,(1 час) Ноябрь
6 «Копилка» педагогического мастерства (консультация):
«Формы и уровни проявления поисковой активности дошкольника», (1 час) Декабрь
7 Тематическая папка (рекомендации по вопросам воспи-тания и обучения детей): «Формы и уровни проявления поисковой активности дошкольника», (1 час) Декабрь
8 Педагогическая гостиная для родителей: «Обученная беспомощность» или отказ ребёнка от поиска», (1 час) Февраль
9 Психолого-педагогический семинар – практикум: «Поисковая активность и проблемы обучения и воспитания», (1 час) Февраль
10 Круглый стол для родителей: «Влияние стиля воспитания на поисковую активность ребенка», (1 час). Март
11 Психолого – педагогический семинар – практикум: «Теоретические подходы к проблеме организации поисково-исследовательской деятельности дошкольника», (1 час) Март
12 «Копилка» педагогического мастерства (круглый стол):
«Исследование стрессоустойчивости как фактора, тесно связанного с поисковой активностью», (1 час) Апрель
Работа по предложенному плану дала хорошие практические результаты. У детей «активность и любознательность» стала неотъемлемойчастью их личностной составляющей, что подтверждается увеличением числа наших выпускников, участвующих в различных олимпиадах в школе. Начало положено, прогресс России неизбежен.
Надеемся, что наш материал будет полезен методистам, педагогам - психологам и воспитателям дошкольных образовательных учреждений.
Список литературы
1. Баталина, Т. С. Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 1. – С. 13-18.
2. Коростелёва, И. С. и др. Поисковая активность и проблема обучения и воспитания [Текст] / И. С., Коростелёва, В. С. Ротенберг // Вопросы психологии, 1988. – № 6. – С. 60 – 71.
3. Лукашова, Т. А. Теоретические подходы к проблеме организации поисково-исследовательской деятельности [Текст] / Т. А. Лукашова // Психолого – педагогические условия организации поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста / под ред. И. С. Морозовой О. Ф. Григорьевой. – Кемерово : Изд-во МОУ ДПО «Научно-методический центр», 2010. – 96 с.
4. ФГОС ДО от 17.10. 2013г. № 1155